Новости Спутниковые новости

Alex

Команда форума
ADMIN
В России могут запретить использовать иностранные спутники связи

В Минцифры предупредили, что в России к 2030 году возможна деградация спутниковой группировки связи, доступа в интернет и вещания. Это связано в том числе с тем, что у 7 из 12 спутников ФГУП "Космическая связь" к тому времени пройдет срок службы, а количество спутников широкополосного доступа на зарубежных группировках на негеостационарных низких орбитах составит более 10 тыс., пишет "Коммерсантъ", ссылаясь на презентацию ведомства.

В конечно итоге, это может привести к тому, что начнутся сбои в работе системы президентской, правительственной и специальной спутниковой связи, федерального цифрового телевидения, будет недоступна связь на значительной части Арктической зоны России. Более того, вероятна возможность того, что обеспечивать потребности экономики страны современными услугами связи будет сложнее.

Во избежание подобного и в целях развития рынка спутниковой связи в РФ Минцифры предлагает запретить российским операторам и провайдерам использовать иностранные спутники. По мнению ведомства, они должно полностью перейти на отечественные космические аппараты. Это требование будет касаться как государственных, так и частных компаний.

Помимо этого, рассматривается вариант увеличения тарифов ГП "Космическая связь" в 2,5 раза. Эксперты объясняют такое решение тем, что создание и вывод на орбиту новых спутников требует больше средств, чем ранее из-за санкций и ухода западных производителей.

Сейчас на территории России работают несколько иностранных спутников — Intelsat, JSAT, Eutelsat и ABS. Среди крупных операторов, пользующиеся ими, — "Триколор" и "НТВ-Плюс" (Eutelsat 36B) и МТС (ABS-2). "Кабельщик" запросил комментарии.

Крупнейшими российскими владельцами спутниковой группировки являются ГК "Космическая связь" (12 спутников серии "Экспресс") и "Газпром космические системы" (5 спутников серии "Ямал"). Также развитием проектов в области спутниковой связи занимается компания "Бюро 1440″ (входит в "ИКС Холдинг"), которая к 2035 году планирует запустить 700 низкоорбитальных спутников связи для обеспечения ШПД. "Ситроникс" уже к 2025 году намерен вывести на орбиту 157 космических аппаратов для дистанционного зондирования земли, навигации судов, интернета вещей и др.
 
Amazon поменяла ракету, которая отправит на орбиту первые спутники созвездия Project Kuiper

В компании Amazon.com сообщили о планах запустить первые два спутника созвездия Project Kuiper уже ближайшей осенью, использовав для этого ракету Atlas V от United Launch Alliance. Напомним – ранее компания планировала воспользоваться для запуска данных спутников ракетой Vulcan нового поколения.

Решение об изменении типа ракеты было принято на фоне постоянных переносов даты дебютного запуска ракеты Vulcan, разработка которой длится уже около десяти лет. По состоянию на данный момент известно, что первый запуск этой ракеты, ранее запланированный на май, состоится не ранее четвёртого квартала текущего года. Однако, вполне вероятно, что он будет снова перенесен.

Тем временем ракета Atlas V остаётся «рабочей лошадкой» компании ULA уже почти два десятилетия. Ожидается, что в ULA, которая является совместным предприятием, созданным компаниями Boeing и Lockheed Martin, будут использовать ракету Atlas V до момента начала регулярных полётов ракеты Vulcan.

Впервые о решении касательно смены типа ракеты стало официально известно из документа, направленного ULA в Федеральную комиссию по электросвязи в пятницу, а еще ранее об этом сообщило издание Ars Technica. Чуть позже представитель пресс-службы компании Amazon подтвердил изменение планов, связанных с запуском спутников. Однако отказался рассказывать подробности о полёте ракеты Atlas V. В свою очередь в пресс-службе ULA подтвердили информацию о запланированном запуске ракеты Atlas. Но посоветовали обратиться за более подробной информацией в компанию Amazon.

В рамках реализации программы Project Kuiper компания Amazon планирует вывести на низкую околоземную орбиту созвездие в составе 3236 спутников. Они должны обеспечить покрытие планеты сигналом широкополосного интернета – подобно тому, как работает Starlink от SpaceX. В прошлом году компания Amazon заключила с United Lunch Alliance, Blue Origin Джеффа Безоса и Arianespace соглашения о запуске не менее 83 ракет. Этот пакет сделок уже называют крупнейшим в истории коммерческим соглашением об использовании ракет-носителей.
 

Экспериментальный спутник "Марафон IoT" будет создан до конца года


Компания "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнёва" до конца 2023 года выпустит и подготовит к запуску экспериментальный спутник "Марафон IoT". Космический аппарат (КА) предназначен для многоспутниковой системы передачи данных. Спутник будет изготовлен в рамках госконтракта с "Роскосмосом".
"Марафон IoT" будет оснащен полезной нагрузкой, обеспечивающей передачу коротких сообщений IoT (Internet of things – интернета вещей). Результаты работы спутника будут в дальнейшем использоваться для создания последующих опытных и серийных КА.
Экспериментальный спутник является негерметичным спутником микрокласса. Его масса меньше 100 кг. Для создания полномасштабной орбитальной группировки планируются групповые запуски – одна ракета-носитель будет выводить в космос 44 аппарата.
 
NASA откладывает запуск миссии Psyche на неделю

NASA отложило запуск миссии Psyche на астероид на неделю для обновления конфигурации реактивов на космическом аппарате.

NASA объявило вечером 28 сентября, что запуск аппарата, ранее запланированный на 5 октября, перенесен на 12 октября. Ракета Falcon Heavy имеет мгновенное окно запуска в 10:16 утра по восточному времени с площадки запуска 39A Космического центра имени Кеннеди.

По заявлению NASA, недельная задержка, принятая в ходе проверки готовности к полету для миссии, даст инженерам больше времени для проверки параметров, используемых для азотных холодногазовых реактивов, которые ориентируют космический аппарат. Эти параметры потребовали изменений после того, как инженеры пришли к выводу, что реактивы будут работать при более высоких температурах, чем предсказывалось ранее.
 
В Центре Хруничева рассказали о спутнике KazSat-2


KazSat-2 был запущен на орбиту на ракете «Протон-М» 16 июля 2011 года.

slide-8.jpg


Изготовленный в Центре имени Хруничева для Казахстана телекоммуникационный спутник KazSat-2 сможет функционировать на орбите почти на четыре года дольше заявленного срока, сообщил РИА Новости гендиректор Центра Хруничева Алексей Варочко.
KazSat-2 был запущен на орбиту на ракете «Протон-М» 16 июля 2011 года. Акт передачи казахстанскому Республиканскому центру космической связи был утверждён 26 ноября этого же года. Заявленный активный срок существования аппарата, составляющий 12 лет и 3 месяца, истекает 26 февраля 2024 года.

"При отсутствии неустранимых отказов, в дальнейшем, эксплуатация спутника KazSat-2, по нашим оценкам, может продолжаться до конца 2027 года. Этот срок определён запасами топлива, используемого в двигательной установке для удержания аппарата в точке позиционирования на околоземной орбите", — сказал Варочко.

При этом он уточнил, что казахстанская сторона нацелена на максимальное продолжение эксплуатации спутника. Вопрос о создании нового космического аппарата, по словам Варочко, пока не обсуждался. В то же время он напомнил, что стратегической линией для предприятия сейчас является создание ракет различных классов, а не спутников.

Гендиректор добавил, что специалисты Центра Хруничева осуществляют инженерное сопровождение полёта спутника. Из Центра управления полётом в городе Акколь они получают телеметрию, информацию функционального контроля, командно-программную информацию, полётные задания, оперативные и долгосрочные планы полёта.
На основании полученных данных проводится анализ состояния бортовых систем, прогнозируются возможные аномалии в их работе. С учётом этих данных разрабатываются рекомендации по поддержанию и оптимизации функционирования аппарата.
Варочко рассказал, что при создании KazSat-2 были использованы актуальные и на сегодняшний день решения, в частности, модульная конструкция спутника на базе космической платформы, негерметичное исполнение аппарата, а также оснащение цифровым интерфейсом, объединяющим бортовые системы. Также специалисты Центра Хруничева применили композиционные материалы, угольные и сотовые конструктивные элементы, использовали астросистемы в контуре управления электроракетных двигателей, высокоэффективные арсенид-галиевые солнечные батареи. Кроме того, конструкция аппарата позволяет нести на себе попутную нагрузку, тем самым осуществлять парный запуск космических аппаратов (вместе с KazSat-2 был запущен американский спутник SES-3).
 
Последнее редактирование модератором:

Китай запустил спутник, который поможет доставить на Землю грунт с обратной стороны Луны

На днях с космодрома Вэньчан на южном китайском острове Хайнань стартовала ракета «Чанчжэн-8», на борту которой находится спутник «Цюэцяо-2» (Queqiao-2). Это ретранслятор, который будет выведен на высокоэллиптическую орбиту вокруг Луны. Позже в этом году запланирована миссия «Чанъэ-6» по возврату образцов с обратной стороны Луны. Ретранслятор поможет контролировать процесс вне зоны прямой видимости наземных станций.
 Ракета «Чанчжэн-2C» перед стартом. Источник изображения: Xinhua
Ранее подобные операции Китай уже проводил в рамках первой в истории Земли мягкой посадки на обратной стороне Луны. В ходе миссии «Чанъэ-4» китайская станция автоматически прилунилась в кратере Теодора фон Кармана. Примечательно, что место посадки было названо «Базой Небесной реки» и, для лучшего понимания масштаба события западными партнёрами, Statio Tianhe на латыни.
Послание о закладке базы китайцами на обратной стороне Луны дошло до адресата. Во время семинара по аэрокосмическим испытаниям, организованного Аэрокосмической корпорацией на этой неделе, командующий космическими силами США в Индо-Тихоокеанском регионе бригадный генерал Энтони Масталир (Anthony Mastalir) заявил, что присутствие китайцев на лунных орбитах представляет собой создание «потенциальных векторов атаки на наших традиционных рабочих орбитах».

Ранее в подобном духе высказывался глава NASA Билл Нельсон (Bill Nelson): «Это факт: мы участвуем в космической гонке. И это правда, что нам лучше следить за тем, чтобы они не добрались до места на Луне под видом научных исследований. И вполне возможно, что они скажут: "Не лезьте, мы здесь, это наша территория"».

Запуск ретранслятора «Цюэцяо-2» служит красноречивым ответом Китая на заявления США о собственности на Луну и лунные орбиты. Миссия «Чанъэ-6» приближается, и готовятся миссии «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8» по высадке автоматических станций и луноходов в районе южного полюса Луны для подготовки места для будущей станции долговременного присутствия.
Но не всё проходит гладко. Неделю назад Китай не смог вывести на заданные орбиты два спутника для навигации в пространстве между Землёй и Луной. Последняя разгонная ступень не сработала и спутники DRO-A и DRO-B, возможно, были потеряны. Но это не остановит новую космическую гонку, а только повысит ставки. США не особенно скрывают свои планы на окололунное пространство. В частности, ведётся разработка космического рейдера на ядерном двигателе по программе DARPA DRACO (Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations). А за рейдерами пойдут корветы, крейсеры и всё остальное, но это уже другая история.
 

Китайский аналог Falcon 9 впервые взлетит в июле

 Пакет создаваемых компанией Space Pioneer ракет-носителей. Источник изображения: Space Pioneer

Китайская частная компания Space Pioneer сообщила, что комплект из девяти двигателей для первой ступени ракеты-носителя «Тяньлун-3» (Tianlong-3) завершил этап отпускных заводских огневых испытаний и готовится к отправке для установки на ракету. Эта ракета должна ликвидировать монополию компании SpaceX на многоразовые запуски. Новая ракета поможет Китаю создать спутниковую интернет-сеть на низкой орбите.
Примерно год назад компания Space Pioneer стала первой в Китае, кто запустил в космос ракету на жидком топливе. Это была средняя ракета в портфеле разработок Space Pioneer — трёхступенчатая «Тяньлун-2» (Tianlong-2) на топливной паре керосин-кислород. Казалось бы, ничего необычного, но китайцы смогли удивить. Используемый в двигателях ракеты «Тяньлун-2» авиационный керосин был произведён из угля.

Успешный запуск ракеты «Тяньлун-2» открыл путь к подготовке запуска более тяжёлой ракеты «Тяньлун-3», которая уже может считаться близким эквивалентом многоразовой ракеты Falcon 9 Илона Маска. Так, если Falcon 9 в невозвращаемом варианте выводит на низкую орбиту 22,8 т полезной нагрузки, то ракета «Тяньлун-3» будет способна вывести на НОО 17 т и на солнечно-синхронную 14 т полезной нагрузки.

Считается, что ракета «Тяньлун-3» специально разработана для создания для Китая низкоорбитальной спутниковой интернет-группировки. Диаметр ракеты составляет 3,8 м, а её полная длина достигает 71 м при стартовой массе 590 т. Возвращаемая первая ступень вооружена 9 двигателями Tianhuo-12 с тягой 110 т на уровне моря каждый. Всего произведено 41 двигателей, 9 из которых в четверг прошли финальные сборочные испытания для установки на первую ракету. Всего в этом году запланировано три старта «Тяньлун-3», а в течение трёх лет разработчики намерены выйти на 30 запусков в год.
 
Первый полностью российский спутник связи появится в 2026 году

В России первый целиком отечественный спутник связи будет готов в 2026 году. Об этом интервью ТАСС рассказал гендиректор государственного предприятия "Космическая связь" (ГП КС) Алексей Волин.

Он уточнил, что сборку аппарата планируют начать уже этой осенью. Как отметил Волин, из-за введенных против РФ санкций очень изменилась производственная кооперация, без которой создание спутников практически невозможно. По его словам, спутник — это достаточно сложная, емкая конструкция, она состоит из более чем тысячи компонентов, и практически ни одна страна мира всю эту тысячу компонентов у себя не производит — существует производственная кооперация. И для России эта кооперация оказалась закрыта.

Также глава "Космической связи" подчеркнул, что полностью отечественный спутник связи "Экспресс-АМУ4″ изготавливает предприятие АО "Решетнев", в кооперации с ним участвуют порядка 20 с лишним разного рода российских производственных объединений и заводов.

Кроме того, Волин считает, что импортозамещение программного обеспечения на предприятии "Космическая связь" достигнет 90% уже до конца текущего года. Он предполагает, что на объектах критической инфраструктуры отечественным будет весь используемый софт. Сегодня же доля импортозамещенного ПО составляет 60 с лишним процентов.
 

NASA утвердило винтокрылый аппарат Dragonfly для исследования Титана

Для просмотра этого контента нам потребуется ваше согласие на установку файлов cookie третьих лиц.
Более подробную информацию можно найти на нашей странице cookie.
NASA официально утвердило проект винтокрылого аппарата Dragonfly («Стрекоза») для исследования Титана — крупнейшего спутника Сатурна. Утверждению намеченной на 2028 год межпланетной миссии предшествовали несколько лет задержек из-за пандемии и финансовых затруднений.
Титан, который находится на расстоянии 1,2 млрд км от Земли, является одним из наиболее сложных и привлекательных объектов исследования в Солнечной системе. У него более плотная чем на Земле атмосфера, которая состоит преимущественно из азота и содержит значительное количество метана. Последнего было бы ещё больше, чем теперешние 2,7 %, но под действием солнечных лучей он образует сложные углеводороды, которые формируют облака и выпадают дождями на поверхность — здесь есть озёра из метана, этана и других соединений. Под поверхностью луны может скрываться водный океан.

Исследовать такое место — задача непростая. В январе 2005 года до поверхности Титана добрался американский посадочный модуль «Гюйгенс» (Huygens), но полноценный исследовательский аппарат должен быть мобильным. На Луне или Марсе с этой задачей справляются колёсные роверы, но поверхность Титана больше похожа на болото, состоящее из побочных продуктов нефти. Более удачным примером является недавно завершивший свою миссию марсианский вертолёт Ingenuity — первоначально он должен был прослужить около месяца, но его работа растянулась почти на три года.

Необходимым требованиям отвечает Dragonfly. Источником энергии для аппарата выступает радиоизотопный термоэлектрический генератор, а в движение его приводят восемь алюминиево-титановых роторов — октокоптер Dragonfly предназначен для проведения геологических исследований, изучения органической химии Титана и поиска биосигнатур, хотя перспективным кандидатом на присутствие внеземной жизни спутник не считается. Перелетая с места на место, аппарат будет изучать химию местности при помощи системы обратного рассеяния и масс-спектрометра. Он также будет регистрировать местные погодные условия и сейсмические данные, что поможет больше узнать о внутренней структуре Титана.
 
В NASA создали электрический ракетный двигатель с рекордной эффективностью

В NASA представили экспериментальный электрический ракетный двигатель H71M мощностью до 1 кВт, обладающий рекордной эффективностью. По словам разработчиков, этот двигатель «изменит правила игры» для будущих космических миссий в составе небольших спутников во всех сферах от сервисного обслуживания в пределах орбит вокруг Земли до планетарных миссий по всей Солнечной системе. Источник не раскрывает подробностей. В целом речь идёт о существенной доработке и миниатюризации хорошо известных электроракетных двигателей на эффекте Холла.

Это электрические двигатели, которые используются в космосе свыше 50 лет. В NASA смогли создать более эффективную и компактную версию этого двигателя. Так, если современные аналоги таких двигателей могут переработать объём рабочего тела массой до 10 % от массы аппарата и работают до нескольких тысяч часов, то новый двигатель H71M сможет переработать объём топлива до 30 % от массы аппарата в течение 15 тыс. часов. Двигатель H71M позволит увеличить манёвренность небольших спутников: они смогут летать дальше и разгоняться и тормозить дольше.

В этом масса преимуществ и возможностей. Спутники сами будут подниматься на нужную орбиту с низких орбит и смогут самостоятельно уходить к Марсу и другим планетам с геопереходных орбит, экономя стартовые ресурсы. Также больше возможностей для манёвра получат спутники из сопутствующей нагрузки, которые вынуждены следовать за основной полезной нагрузкой, что ограничивает такие миссии и, наконец, сфера сервисных спутников для продления сроков службы других космических аппаратов получит действенный инструмент для операций на орбите.

В NASA пока не собираются самостоятельно развивать сферу электроракетных двигателей. Агентство будет передавать лицензии коммерческим структурам. В частности, первой лицензию на двигатели H71M приобрела компания Northrop Grumman. Она уже создала собственную версию двигателя под названием NGHT-1X и сейчас проводит тестирование прототипа на износ в вакуумной камере в собственном исследовательском центре. Дочерняя компания Northrop Grumman — SpaceLogistics разрабатывает сервисный спутник Mission Extension Pod (MEP) с двумя двигателями NGHT-1X.

Ожидается, что в 2025 году три аппарата MEP поднимут по одному спутнику связи на более высокие орбиты. Небольшие спутники MEP будут служить своего рода «реактивными ранцами» для обслуживаемых платформ. Они будут присоединяться к ним и затем обеспечивать движение, что на годы продлит эксплуатацию на орбите дорогого оборудования. Когда новые электроракетные двигатели получат широкое коммерческое распространение, в NASA не исключают возможности приобретать их для собственных нужд и государственных космических программ.
 
Российские ученые разработали двигатели для сверхмалых космических аппаратов

Специалисты Рязанского государственного радиотехнического университета (РГРТУ) имени В. Ф. Уткина разработали маневровые двигатели для сверхмалых космических аппаратов, в том числе массой менее 10 г. Об этом сообщает газета "Известия" со ссылкой на данные Роспатента.Как пишет издание, новые двигатели, патент на которые был получен в 2024 году, предназначены для пикоспутников (весом от 100 г до 1 кг), фемтоспутников (менее 100 г) и адоспутников (менее 10 г).

По данным газеты, такие аппараты могут выводиться в составе облака спутников и выстраиваться в различные конфигурации, создавать сети для улавливания космических частиц или фазированные антенные решетки для приема и передачи сигналов."Мы уже привыкли к кубсатам - спутникам массой до 10 кг. Однако техника развивается, и для решения ряда космических задач требуются все более миниатюрные устройства.

Наша разработка даст таким аппаратам возможность маневрировать с высокой точностью", - рассказал автор изобретения, ведущий инженер по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе РГРТУ Владимир Линьков. По его словам, новые двигатели представляют собой матричную структуру из крошечных ячеек, в каждой из которых размещено по несколько зарядов твердого топлива.
 
Спутник впервые установил блютус-соединение с Землей

nA_6qSEJP7Y.jpg

Hubble Network стала первой компанией в истории, которая установила блютус-соединение напрямую со спутником. Специалисты умеют принимать сигналы через встроенные 3,5-миллиметровые чипы, сообщает TechCrunch.

Hubble утверждает, что технология может быть использована в логистике, отслеживании скота, умных ошейниках для домашних питомцев, детских GPS-часах, автомобильном инвентаре, на стройплощадках, в мониторинге температуры почвы и добыче нефти. Стартап из Сиэтла надеется, что в будущем их изобретение поможет в построении «интернета вещей» без использования вайфая или сотовой связи.

В марте компания запустила на орбиту два спутника. Аппараты были доставлены в космос в рамках миссии SpaceX Transporter-10. Внутри устройств были установлены чипы блютус. Их сигнал распространялся более чем на 600 км благодаря специальным передатчикам.

Этим летом Hubble планирует запустить третий спутник в рамках миссии SpaceX Transporter-11 и четвертый — в рамках Transporter-13. Эти четыре спутника построят «бета-созвездие». Стартап планирует запустить следующие 32 спутника одновременно в четвертом квартале 2025 года или начале 2026 года, хотя организатор запуска еще не нашелся.

Эти 36 спутников составят первое «производственное созвездие Хаббла» и обеспечат связь со спутником Hubble примерно на два-три часа в день из любой точки мира.
 
Вчені знайшли на орбіті експериментальний супутник, втрачений 25 років тому

Gizmondo: фахівці засікли космозонд, який зник із радарів у 1990-х роках

Американські вчені з Гарвард-Смітсонівського центру астрофізики повідомили про виявлення експериментального супутника S73-7, який безслідно зник у 1990-х роках. Про це повідомляє видання Gizmondo.

S73-7, також відомий як інфрачервона калібрувальна куля, був запущений у 1974 році. Об’єкт призначався для калібрування системи дистанційного зондування. Однак після виходу на орбіту на висоті 800 кілометрів над Землею апарат завширшки 66 сантиметрів не зміг розвернутися в робоче положення.

Якийсь час земним системам вдавалося відстежувати космозонд, який став марним, проте близько 25 років тому він пропав з радарів і був знайдений тільки наприкінці квітня 2024 року.

Хоча S73-7 не має жодної цінності, його виявлення стало важливим проривом для вчених, які займаються пошуком космічного сміття, оскільки від цієї інформації залежить безпека апаратів, що діють на орбіті, і людей.

За словами фахівців, зонд S73-7 поповнив собою каталог із понад 20 тис. орбітальних об’єктів, більша частина з яких – відпрацьовані ступені ракет і супутники, що вийшли з ладу.
 

Первый запуск Boeing Starliner с людьми отложили до 17 мая — ракету увезут в цех для замены кислородного клапана

Проблема с кислородным клапаном на ускорителе «Кентавр» ракеты-носителя Atlas V сама собой не рассосалась, и разработчик принял решение его заменить. Для этого ракету сегодня увезут со стартовой площадки в ангар. Тем самым тестовый запуск пилотируемого корабля Boeing Starliner с экипажем будет отложен, как минимум, до 17 мая.
В процессе подготовки к запуску ракеты и корабля 7 мая (по московскому времени) клапан подачи жидкого кислорода в топливной системе ускорителя второй ступени — Centaur — неожиданно начал вибрировать. В такой ситуации ракету запускать не рискнули. В процессе слива топлива с ускорителя клапан снова начал вибрировать. Анализ показал, что клапан больше не считается надёжным и его необходимо заменить.

Если бы клапан повторно не проявил неисправности, запуск корабля Starliner с экипажем мог бы состояться уже в нынешнюю пятницу. Необходимость замены привела к возврату ракеты в сборочный цех и к достаточно длительным работам. Повторная попытка запуска должна состояться не раньше 17 мая. Экипаж, состоящий из командира Бутча Уилмора (Butch Wilmore) и пилота Суни Уильямс (Suni Williams), отправился продолжать карантин. Для Starliner отмена не стала чем-то вопиющим. Проект опаздывает с реализацией на годы и история с вибрирующим клапаном — это не самое плохое, что с ним случилось за время разработки и испытаний.
 
Назад
Сверху Снизу