Новости Спутниковые новости

Европейская тяжелая ракета Ariane 6 совершила первый полет

Европейское космическое агентство (ЕКА) сообщило об успешном запуске тяжелой ракеты-носителя Ariane 6 с космодрома Куру во Французской Гвиане. Старт состоялся 9 июля в 22:00 по киевскому времени.

Как отметил глава ЕКА Йозеф Ашбахер, этот запуск фактически возобновил европейский независимый доступ к космосу. "Первый запуск новой тяжелой ракеты происходит не каждый год; он случается только раз в 20 или, возможно, на 30 лет», – подчеркнул он.

По данным Financial Times, на заключительном этапе запуска возникла проблема со вспомогательной силовой установкой. Из-за этого верхнюю ступень ракеты не удастся вернуть на Землю, как планировалось.

В свою очередь Reuters сообщает, что ракета не смогла вывести на орбиту последнюю часть полезной нагрузки – две капсулы для проверки условий выживания при возвращении в атмосферу.

Несмотря на это, Ашбахер заявил о планах провести второй пуск Ariane 6 до конца года.

В разработке Ariane 6 участвовали 13 стран Евросоюза, а стоимость проекта превысила 4 миллиарда евро. Первый полет ракеты неоднократно откладывался из-за технических проблем, пандемии коронавируса и начала полномасштабного российского вторжения в Украину.

После запуска ракеты жители нескольких регионов Украины, России и Беларуси сообщили о наблюдении необычного света в ночном небе.

Успешный запуск Ariane 6 является важным шагом для европейской космической программы, демонстрируя технологические возможности и стремление ЕС к независимости в космической отрасли.
 

Японский спутник-инспектор космического мусора поманеврировал около старой ступени ракеты

adras-j_min.jpg

Японская компания Astroscale отчиталась о проведении подробного обследования крупного фрагмента космического мусора на околоземной орбите — верхней ступени ракеты H-2A, запущенной ещё в 2009 году.
Космический аппарат Active Debris Removal (ADRAS-J) был запущен на орбиту ракетой Rocket Lab Electron 18 февраля 2024 года — он предназначен для отработки методов сближения с космическим мусором на орбите и его обследования при помощи операций «встречи и сближения» (Rendezvous and Proximity Operations, RPO). Первым заметным объектом исследований стала верхняя ступень стартовавшей ещё в 2009 году японской ракеты H-2A.

Astroscale опубликовала новый снимок объекта, сделанный в июне с расстояния около 50 метров — длина объекта составляет 11 м, а масса — 3 т. ADRAS-J также провёл миссию RPO с использованием системы автономного управления. Аппарат самостоятельно принял решение о временной приостановке миссии, когда обнаружил аномалию в положении объекта. Он произвёл манёвр уклонения от космического мусора, подтвердив свою способность «обеспечивать безопасность даже при выполнении наблюдений в условиях сближения с несотрудничающим объектом». Это важно, поскольку многие относящиеся к космическому мусору объекты явно не рассчитаны на работу таких миссий и могут представлять угрозу для спутника-инспектора.

Компания возлагает на ADRAS-J большие надежды. Когда фаза миссии по «демонстрации коммерческого удаления мусора» (CRD2) будет завершена, компания перейдёт к новой, в рамках которой она совместно с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) произведёт сведение с орбиты «несотрудничающего» космического мусора. Эта фаза начнётся не ранее 2026 года.
 
SpaceX потеряла 20 спутников Starlink

Пуск ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX, состоявшийся 11 июля 2024 года с базы военно-космических сил Ванденберг, оказался неудачным, сообщает ресурс Spacenews. Во время повторного запуска двигателя второй ступени случилась авария. Снимки, сделанные бортовой камерой ракеты, показали необычное количество льда, образовавшееся вокруг вакуумного двигателя. Возможно, произошла утечка жидкого кислорода.

В результате двадцать новых спутников глобальной сети Starlink не попали на предполагаемую орбиту развертывания с параметрами 286 на 296 километров, а оказались на более низкой переходной орбите, с параметрами 138 на 295 километров.

После установления связи предпринимались попытки поднять орбиты спутников при помощи собственных ионных двигательных установок, однако сделать это не удалось. По всей видимости, спутники со временем сгорят в атмосфере Земли.

Последний сбой ракеты Falcon 9 в полете произошел в июне 2015 года. Последний неудачный пуск случился в сентября 2016 года, когда на мысе Канаверал во время заправки топливом для предстартовых испытаний прогремел взрыв, который уничтожил ракету-носитель Falcon 9 и израильский спутник связи «Амос-6», а также причинил значительный ущерб Космическому пусковому комплексу-40.
 
Волин: без обновления геостационарных спутников убытки составят до 150 млрд рублей ежегодно

В ближайшие 10 лет в производство космических аппаратов должно быть направлено свыше 300 млрд рублей, при этом за такой же период времени наличие спутниковой связи принесет зависимым от нее отраслям экономики примерно вдвое больше – порядка 600 млрд рублей. Такую оценку дал генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин выступая на круглом столе «Бизнес над Землей: новые мощности для реализации проектов передовых аэрокосмических систем» на международном форуме Kazan Digital Week.

«А если новых спутников не будет произведено, то ежегодные потери будут составлять от 100 до 150 млрд рублей», — сказал Волин.

До 2030 года предстоит обновить 10 аппаратов связи и вещания на геостационарной орбите: два из них «Газпром космические системы» и восемь — ГП КС. Кроме этого в планах большая низколетная группировка Бюро 1440, которая будет включать в себя более сотни спутников, а также обновлённые аппараты «Гонец», «Скиф» и «Марафон», большое число проектов по аппаратам ДЗЗ, отметил он.

«Мы видим колоссальный объем, который нам надо будет сделать и сделать исключительно собственными силами, потому что зарубежное производство спутников для Российской Федерации в последние два с половиной года закрыто», — добавил Волин.

С учетом этого, по его словам, «ни одно действующее предприятие или готовящееся к запуску, не сможет справится с таким объемом заказов». Выходом должна стать кооперация производителей космических аппаратов, при которой соисполнители и подрядчики будут разными.
 
Россия предоставит Узбекистану доступ к сигналу ГЛОНАСС

Президент России Владимир Путин согласовал проведение переговоров с Узбекистаном о получении доступа к сигналу высокой точности российской спутниковой системы ГЛОНАСС.

«Принять предложение правительства РФ о проведении переговоров о заключении соглашения между правительством РФ и правительством Республики Узбекистан о предоставлении Республике Узбекистан доступа к сигналу высокой точности российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС», — говорится в распоряжении размещённом на официальном портале публикования правовых актов.

Российская глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) предназначена для оперативного обеспечения навигационной информацией пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Ее сигналы используются в разных областях: в авиации и на транспорте, в сельском хозяйстве, строительстве, геодезии и картографии — для высокоточного определения орбит космических аппаратов, определения местоположения людей, животных и имущества, спасения пострадавших в аварийных ситуациях и решения других задач. ГЛОНАСС является основой государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — национальной системы экстренного реагирования при дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах (с 2018 года абонентские терминалы системы устанавливают на все автотранспортные средства, продаваемые в РФ).

Помимо России, глобальные навигационные спутниковые системы имеют также США (GPS), КНР ("Бэйдоу") и Европейский союз (Galileo). Кроме того, региональные системы спутниковой навигации есть у Индии (NavIC, прежнее название – IRNSS) и Япония (QZSS).

Гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков дал комментарий «Телеспутнику» на эту тему.

«Все мы знаем GPS — она используется во всем мире. ГЛОНАСС — это отечественная система, и на мой взгляд, сделана была очень вовремя, особенно это понятно сейчас — при проведении СВО, не имея такой системы мы просто могли бы остаться без навигационных возможностей. Сейчас система ГЛОНАСС представляет из себя качественную разработку. Её использование другими дружественными странами, мне кажется, открывает новые возможности, в данном случае - для Узбекистана, позволит её использовать в авиации, в навигации, в других аспектах и тем самым не зависеть от GPS, а иметь альтернативный вариант», — сказал он.

Сегодня основой системы ГЛОНАСС являются 24 космических аппарата, которые движутся в трёх орбитальных плоскостях по 8 аппаратов в каждой плоскости, наклоненных к экватору под углом 64,8°, с высотой орбит 19100 км и периодом обращения 11 ч 15 мин 44 с. Выбранная структура орбитальной группировки обеспечивает движение всех КА по единой трассе на поверхности Земли с ее повторяемостью через 8 суток. Такие характеристики обеспечивают высокую устойчивость орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, что практически позволяет обходиться без коррекции орбит космических аппаратов в течение всего срока их активного существования. В 2025 году также планируется запуск импортозамещенную версию навигационного космического аппарата «Глонасс-К2».
 
К 2033 году в космос будет ежедневно запускаться по 10 спутников

С 2024 по 2033 годы ежегодно в космос будет запускаться в среднем более 3700 спутников, что эквивалентно примерно 10 спутникам в день, суммарной массой 7 тонн. При этом стоимость пусковых услуг и производства геостационарных спутников за десять лет снизится на 25 %. Об этом говорится в 27-м отчете «Спутники, которые будут построены и запущены» специализированной консалтинговой компании Novaspace.

В исследовании говорится, что четыре коммерческие спутниковые группировки на околоземной орбите: Starlink, Kuiper, G60 и GuoWang составят 65 % космических аппаратов в количественном выражении, но при этом составят лишь 14 % от общей стоимости производства и запусков, поскольку при их производстве возникает экономия от масштаба.

Тогда как 2900 более крупных спутников, массой более 500 кг, запущенных 170 операторами, составят 70 % от общей стоимости производства и запусков, но всего лишь 7 % от общего числа спутников.

Спрос на коммерческие спутники связи на геостационарной орбите (GEO) останется стабильным по сравнению с последними 10 годами, со средним количеством заказов в 12 в год, а совокупная стоимость производства и запуска снизится на 25 %.

Заказы от государственных агентств и оборонных ведомств из США, Китая, ЕС, Индии и Японии составят 2/3 рынка производства и запуска в мире, отмечают аналитики.
 
Starlink 2-го поколения: как новые спутники SpaceX угрожают астрономии и радионаблюдениям

Спутники Starlink второго поколения излучают радиосигналы в 32 раза мощнее предыдущих версий. Это может затруднить астрономические исследования и поставить под угрозу будущее радионаблюдений.

Новые спутники Starlink второго поколения от SpaceX, обеспечивающие глобальный доступ в интернет, оказываются в 32 раза ярче в радиодиапазоне, что создает серьезные проблемы для астрономов. Если на первый план ранее выходили вопросы, связанные с видимым светом, теперь спутники генерируют значительное количество радиоволн, которые могут затруднить, а в некоторых случаях сделать невозможными астрономические исследования.

Система Starlink, состоящая из тысяч спутников, была задумана для предоставления высокоскоростного интернета в самых удаленных уголках планеты. Однако наряду с SpaceX на орбиту выходят и другие компании, такие как OneWeb, которые также планируют массово запускать спутники. С каждым новым запуском ночное небо становится все менее доступным для ученых.

Недавние исследования с использованием низкочастотной антенной решетки (LOFAR) показали, что спутники Starlink второго поколения излучают радиоволны с интенсивностью в десятки раз выше, чем их предшественники. Астрономы уже сталкиваются с проблемами, вызванными этими радиопомехами, особенно в процессе радионаблюдений. Новые спутники могут испортить результаты исследований, заглушая сигналы от самых удаленных объектов вселенной.

Радиоизлучение спутников второго поколения настолько мощное, что оно в миллионы раз превышает сигналы от самых слабых астрономических объектов, зафиксированных телескопом LOFAR. Это открытие подчеркивает необходимость строгого контроля за радиовыбросами спутников. Если этот процесс не будет регулироваться, будущее астрономических наблюдений окажется под угрозой.

Организация ASTRON, управляющая телескопом LOFAR, делает всё возможное для защиты радиоастрономии в условиях высокого радиофона, сотрудничая с национальными учреждениями. Однако для сохранения астрономических исследований необходима поддержка компаний, таких как SpaceX и OneWeb, чтобы ночное небо оставалось доступным для науки.
 
Смотрите прямую трансляцию: SpaceX Falcon 9 запускает экипаж космической станции для НАСА с мыса Канаверал
Скрытое содержимое доступно для зарегистрированных пользователей!
 
В Китае официально заявили о вводе в эксплуатацию спутниковой системы «Бейдоу-3»

Председатель КНР Си Цзиньпин посетил космодром, который использовался для запуска спутников системы «Бейдоу-3». Во время своего визита китайский лидер официально заявил о вводе масштабной программы в эксплуатацию.

По информации информационного агентства «Синьхуа», формирование спутниковой системы было завершено ещё в сентябре, когда Китай запустил в космос два последних спутника навигационной системы.

Спутниковая система «Бейдоу-3» является третьим поколением масштабной китайской программы по созданию национальной региональной навигационной системы. Работа над «Бейдоу-3» началась ещё в 2009 году. Главной целью спутниковой группировки является предоставление информационных услуг для пользователей, которые находятся на территории сухопутного и морского Шёлковых путей, а также в соседних регионах.

Орбитальная группировка «Бейдоу-3» состоит из 30 космических аппаратов, которые находятся на орбитах трёх типов— средней круговой (24 аппарата, высота 21 528 км), геостационарной (3 аппарата, высота 35 786 км), наклонной геосинхронной орбите (3 аппарата, высота 35 786 км). Также в систему «Бейдоу» входят наземный и пользовательский сегменты.

По данным «Синьхуа», сегодня китайская система «Бейдоу» интегрирована как в промышленность, так и в повседневную жизнь жителей страны. Обычно она используется в системе позиционирования.

«”Бэйдоу” стала стандартной конфигурацией для массовых потребительских товаров, таких как смартфоны и носимые устройства. В первой половине 2024 года более 98 % из 139 млн поставленных Китаем смартфонов поддерживали систему позиционирования ”Бэйдоу”», — поясняют журналисты.
 
"Глонасс" представил прототип мобильного терминала спутниковой связи

Компания "Глонасс" разработала мобильный терминал спутниковой связи. Размер компактного и носимого варианта устройства составляет 24 см по ширине и высоте, глубина — 5 см, а вес — менее 1,5 кг. Разработка успешно протестирована для массового гражданского применения, отметили в пресс-службе организации.

Мобильный терминал уже сегодня способен предоставить персональную спутниковую связь в любой точке России за счет использования ресурса действующих отечественных спутников на геостационарной орбите.

"Разработанный нашей командой мобильный терминал спутниковой связи обеспечивает двустороннюю голосовую связь, WiFi-подключение для смартфонов и IoT-устройств, интернет для мессенджеров, почты и обмена служебной информацией, передачи экстренных сообщений в зонах без покрытия сотовой связи", — рассказал генеральный директор АО "Глонасс" Алексей Райкевич.

Компания планирует запустить устройства в серийное производство в ближайшее время.
 
ГП КС представило программу обновления спутниковой группировки

ФГУП "Космическая связь" намерено обновить к 2036 году собственную спутниковую группировку. Работа по замене космических аппаратов будет проведена в два этапа: с конца 2026 по 2030 годы и с 2032 по 2036 годы. Об этом рассказал директор ГП КС Алексей Волин а XXIX международной конференции SATCOMRUS 2024.

В первый этап заменят 8 спутников, причем максимальная нагрузка ложится на 2029 год, когда будут запущены 5 КА. По словам Волина, один производитель с подобным объемом и в такие сроки не сможет справится, поэтому заказы на производство спутников будут разделены между компаниями "Решетнев" и "Газпром СПКА".

Один спутник уже разрабатывает АО "Решетнев". Полностью отечественный "Экспресс-АМУ4″ отправится на геостационарную орбиту в 2026 году. С помощью него будут оказываться услуги в Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке.

Волин также отметил, что пять спутников "Экспрессов" ГП КС задействованы в программе устранения цифрового неравенства. За последние два года с их помощью были подключены 126 поселений с совокупным числом жителей 70 тыс. человек.
 
SpaceX разрешили возобновить запуски ракет Falcon 9

В пятницу Управление гражданской авиации США (FAA) уведомило компанию SpaceX, что ей разрешено возобновить запуски ракет-носителей Falcon 9. Этой рабочей лошадке компании и всей американской космонавтики было запрещено взлетать с 28 сентября, после аномалии с двигателями второй (разгонной) ступени, которая улетела за границу зоны разрешённой для затопления.

«11 октября FAA уведомило SpaceX, что ракете Falcon 9 разрешено вернуться к регулярным полётам, — сказано в пятничном заявлении агентства. — FAA рассмотрело и приняло результаты расследования под руководством SpaceX и корректирующие действия в связи с аварией, произошедшей с миссией Crew-9 (28 сентября)».

Экипаж корабля SpaceX Dragon миссии Crew-9 в составе из россиянина и американца был благополучно доставлен на МКС. Через время после отделения капсулы от разгонного блока двигатели второй ступени должны были ещё раз включиться, чтобы направить разгонный блок в атмосферу Земли для утилизации и затопления останков в океане. Двигатели вовремя не запустились, и разгонный блок был затоплен за пределами установленной безопасной зоны. Пострадавших не было, но подобные ситуации чреваты происшествиями и недопустимы.

Для ракет Falcon 9 это стало третьей аварией за три последних месяца. Первый инциден в этой серии произошёл 11 июля, когда утечка топлива на верхней ступени привела к потере 20 интернет-спутников SpaceX Starlink. Это привело к приостановке запусков ракет-носителей примерно на две недели. Затем, 28 августа, первая ступень Falcon 9 не смогла благополучно приземлиться после успешного запуска Starlink. Снова ракета полетела три дня спустя. Инцидент в миссии Crew-9 стал третьим в этой цепочке, что также примерно на две недели проиостановило запуски Falcon 9.

Запуск 7 октября европейской межпланетной станции Hera на ракете Falcon 9 стал исключением. Разгонный блок, находящийся под следствием, в любом случае не должен был вернуться на Землю, и FAA не стало запрещать запуск.

Также в пятницу SpaceX сообщила, что она всё ещё надеется получить разрешение регулятора на запуск 13 октября пятой испытательной миссии Starship.
 
Иран отправил два спутника в Россию для запуска в космос

Иран отправил в Россию два спутника местного производства для вывода на орбиту с помощью российского космического корабля, сообщило информационное агентство Tasnim.

Это стало последним примером сотрудничества в космической сфере между двумя странами, находящимися под санкциями США.

В докладе говорится, что разработка спутника для получения изображений высокого разрешения Kowsar и малого спутника связи Hodhod является первым существенным начинанием частного космического сектора Ирана.

Kowsar может использоваться в сельском хозяйстве, управлении природными ресурсами, мониторинге окружающей среды и управлении стихийными бедствиями, сказали Тасним.

Hodhod предназначен для спутниковой связи и может использоваться в отдаленных районах с ограниченным доступом к наземным сетям.
 
Москва. 13 октября. INTERFAX.RU - Самая большая в мире ракета Starship, предназначенная для пилотируемых миссий на Луну и Марс, в воскресенье стартовала в очередной, пятый, испытательный полет на орбиту, сообщила компания-разработчик SpaceX.

Запуск был осуществлен со стартовой площадки Starbase компании SpaceX в Бока-Чика на юго-востоке штата Техас в 08:25 по времени Восточного побережья США (в 15:25 по Москве).

Многоразовая ракетная система состоит из космического корабля Starship и носителя Super Heavy. Ее высота превышает 120 метров. Она выше любой другой ракеты, когда-либо созданной в мире. Носитель Super Heavy в два раза мощнее, чем создаваемая НАСА для пилотируемых полетов на Луну тяжелая ракета Space Launch System (SLS).

После одночасового витка вокруг Земли перспективный пилотируемый корабль Starship будет сведен с орбиты и затоплен в Индийском океане.

Тем временем носитель Super Heavy должен впервые в истории ракетной техники совершить посадку обратно на стартовый комплекс, где он будет схвачен при приземлении рычагами системы Mechazilla.

Ранее ракета запускалась четыре раза, но только два полета - в марте и июне этого года - увенчались успехом.
 
Французская компания планирует запустить 1,5 тыс. спутников на околоземную орбиту

Французская стартап-компания Constellation Technologies & Operations намерена запустить 1,5 тыс. спутников связи 5G на околоземную орбиту. Проект инвестируется государственным фондом Expansion Ventures, которой выделил $10 млн. Об этом пишет SpaceNews.

Начальное финансирование позволит завершить инженерные исследования первых двух спутников. Их планируется запустить уже в 2026 году. Вес космических аппаратов будет составлять порядка 350 кг. Как отметил основатель стартапа Шарль Дельфье, они будут иметь специфический аэродинамический профиль, позволяющий КА находиться на низкой околоземной орбите около 7 лет, прежде чем у них закончится топливо, и они естественным образом распадутся в атмосфере в течение года.

По словам Шарля Дельфье, несколько европейских телеком- компаний уже выразили заинтересованность в соглашениях о разделе доходов с предприятием. Еще один оператор согласился помочь в тестировании технологии во время орбитальной демонстрации в следующем году.

Массовое производство группировки намерены запустить в 2027-2029 годы.
 
Назад
Сверху Снизу