Новости Спутниковые новости

Starship нового поколения будут запускать с новой стартовой площадки Pad B

На испытательном комплексе Starbase в Техасе продолжается строительство новой стартовой площадки Pad B, которую показали на свежем снимке. Площадка будет использоваться для следующего поколения ракет Starship.

Первая стартовая площадка, Pad A, уже активно используется, тогда как Pad B находится на финальной стадии возведения. Высота новой башни достигает 144,5 метра, что делает её одной из самых высоких конструкций такого рода.

G1EXeBVW8AA8Qeo_large.jpg

Pad B отличается от своей предшественницы улучшенной конструкцией. В отличие от Pad A, здесь предусмотрена большая огневая траншея, которая повышает безопасность и снижает риск повреждений инфраструктуры во время запусков. Новая башня спроектирована с учётом будущих модификаций Starship следующего поколения, которые станут выше и мощнее. Это позволит SpaceX проводить более сложные миссии.

«Вторая стартовая площадка на Starbase получит ряд усовершенствований. Она будет выше, чтобы принять следующее поколение Starship», — ранее заявил Илон Маск.

Одиннадцатый испытательный полёт Starship официально назначен на вторник, 14 октября, с окном запуска, которое откроется в 1:43 по московскому времени. Программа полёта строится на опыте десятого запуска и включает новые эксперименты.
 
Ракету Ariane 6 со спутником Sentinel-1D запустят 4 ноября с космодрома Куру

Запуск ракеты-носителя Ariane 6 со спутником Sentinel-1D программы Copernicus будет осуществлен с космодрома Куру во Французской Гвиане 4 ноября. Об этом сообщила компания - оператор космических запусков Arianespace. "4 ноября в 18:03 по местному времени (5 ноября в 00:03 мск) компания Arianespace запустит спутник Sentinel-1D с помощью ракеты Ariane 6 с европейского космодрома во Французской Гвиане.

Это будет третий коммерческий полет для новой европейской ракеты-носителя тяжелого класса", - заявили в пресс-службе. Спутник Sentinel-1D является частью программы Евросоюза по мониторингу окружающей среды Copernicus. Он будет выведен на солнечно-синхронную орбиту на высоте 693 км.

Sentinel-1D оснащен радиолокационной аппаратурой, "которая обеспечит круглосуточную и всепогодную доставку изображений поверхности Земли", говорится в заявлении Arianespace. По умолчанию он должен использоваться для мониторинга морского льда, отслеживания айсбергов и ледников, оседания грунта и разливов нефти.
 
Каждый день на Землю падает от 1 до 2 спутников Starlink!

В настоящее время каждый день на Землю падает от 1 до 2 спутников Starlink. Вскоре их станет еще больше. Спутники дают нам огромные преимущества, которые также умножаются. Но делаем ли мы достаточно для защиты нашего хрупкого будущего в околоземном пространстве?

Возможно, скоро вы поднимете глаза и увидите огненный, медленно движущийся объект, проносящийся по ночному небу и явно разбивающийся на куски. Это если вы еще не видели ничего подобного. По словам астрофизика Смитсоновского института Джонатана Макдауэлла, который скоро уходит на пенсию, в настоящее время каждый день на Землю падает от одного до двух спутников Starlink. Его популярный веб-сайт Jonathan’s Space Report широко считается авторитетным источником информации о космических аппаратах, которые поднимаются в космос... и возвращаются на Землю. Когда мы спросили его о потоке сообщений о падении спутников Starlink, которые в последнее время наводнили социальные сети, он указал нам на свой график, показывающий возвращение спутников Starlink на Землю с течением времени.

В настоящее время над Землей находится более 8000 спутников Starlink. Они являются продуктом космической транспортной компании SpaceX. И их количество растет. Кроме того, есть и другие компании и страны, которые также запускают все больше и больше спутников, увеличивая их количество на околоземной орбите. Многие из них находятся на низкой околоземной орбите, которая простирается до высоты 1200 миль (2000 км) над нашей планетой. Срок службы спутников на низкой околоземной орбите, таких как Starlink, составляет всего около 5–7 лет. Макдауэлл рассказал нам, что в скором времени будет до 5 возвращений спутников в день. Он сказал:

После развертывания всех групп спутников мы ожидаем около 30 000 спутников на низкой околоземной орбите (Starlink, Amazon Kuiper и другие) и, возможно, еще 20 000 спутников на расстоянии 1000 км [620 миль] от китайских систем. Для спутников на низкой орбите мы ожидаем 5-летний цикл замены, что означает 5 возвращений в атмосферу в день. Неясно, будут ли китайцы понижать орбиту своих спутников или просто ускорят цепную реакцию, приводящую к синдрому Кесслера.

Синдром Кесслера — это сценарий, при котором плотность объектов на низкой околоземной орбите достаточно высока, чтобы столкновения между объектами вызывали каскад, причем каждое столкновение генерирует космический мусор, который увеличивает вероятность дальнейших столкновений. Подробнее о синдроме Кесслера читайте здесь.

По мере того как SpaceX запускает все больше и больше спутников Starlink, все больше из них также возвращаются на Землю. Но не все они выходят из орбиты по одной и той же причине. Помимо того, что некоторые из них достигли конца своего срока службы, есть и другие причины, по которым спутники могут вернуться в атмосферу.

Например, высокая солнечная активность может сократить срок службы спутников, а мы только что прошли солнечный максимум и все еще находимся в периоде высокой солнечной активности. Солнечные бури нагревают верхние слои атмосферы Земли, вызывая ее «раздувание». Результатом является увеличение атмосферного сопротивления: спутники на низкой околоземной орбите, такие как Starlink (а также МКС и спутники наблюдения за Землей), летят в более плотном воздухе, чем обычно. Эта дополнительная плотность воздуха создает аэродинамическое сопротивление, которое замедляет спутники и заставляет их терять высоту.

Операторы могут быть в состоянии поднять некоторые спутники обратно. Но если они не могут этого сделать, спутники могут преждевременно войти в атмосферу. Именно это произошло в начале 2022 года, когда солнечная буря обрекла на гибель 40 недавно запущенных спутников Starlink.
 
Super Heavy доставили на стартовую площадку перед последним стартом Starship текущего поколения

На стартовую площадку Starbase в Техасе вывезли ускоритель Super Heavy, который готовится к одиннадцатому запуску ракеты Starship.

Этот пуск, намеченный на 13-14 октября, станет последним для текущего поколения системы перед переходом SpaceX к обновлённой версии Starship.

Программа полёта строится на опыте десятого запуска и включает новые эксперименты. Super Heavy, который был задействован в 8-м запуске, выполнит проверку модифицированной посадочной схемы: вначале будет задействовано 13 двигателей Raptor, после чего их число сократят до пяти, а в финале посадочного манёвра — до трёх.

Такой режим призван повысить надёжность при отключениях двигателей. Ускоритель приводнится в Мексиканском заливе без возвращения на стартовую площадку.

Кстати, 24 двигателя Super Heavy также использовались ранее. Верхняя ступень Starship проведёт серию задач в космосе.

Среди них — развёртывание восьми макетов спутников Starlink, повторный запуск двигателя Raptor, а также стресс-тест теплозащиты с частично снятыми плитками.

Завершающий участок траектории будет включать динамический крен и проверку систем наведения, после чего корабль должен совершить приводнение в Индийском океане. После чего разработчики перейдут к усовершенствованной версии Starship V3.
 
Спутник «Сич-2-30» завершает миссию после трех лет работы на орбите

Украинский аппарат дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Сич-2-30» завершает работу на орбите. Спутник начал спуск с орбиты в ночь с 8 на 9 октября 2025 года. Об этом сообщает «Зеркало недели» со ссылкой на независимого аналитика космических полетов Джозефа Ремиса.

Аппарат вышел на орбиту 13 января 2022 года во время миссии Transporter-3. Его вывела ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX. Этот запуск завершил более чем десятилетний перерыв в украинских космических программах. «Сич-2-30» создали для съемки земной поверхности в видимом и инфракрасном спектрах. Среди главных задач — экологический мониторинг, наблюдение за землепользованием, картографирование территории и обеспечение реагирования на чрезвычайные ситуации. Оптическая система имела пространственное разрешение около 7 метров, что позволяло делать обзорные снимки больших площадей.

Начальный этап миссии был сложным из-за особенностей кластерного запуска. В течение первых часов на орбите инженеры не могли стабилизировать ориентацию аппарата и поддерживать устойчивую связь. Это вызвало проблемы с питанием от солнечных панелей. Специалисты впоследствии восстановили контроль над спутником, однако возможности аппарата остались ограниченными по сравнению с первоначальными планами. Несмотря на технические трудности, «Сич-2-30» стал источником собственных оптических данных для Украины и позволил сохранить работу наземной инфраструктуры — системы планирования съемок, приема телеметрии и обработки полученной информации.

Создание аппарата началось еще в 2011 году как модернизация дублера спутника «Сич-2». После выхода из строя основного аппарата в 2013 году резервную машину решили усовершенствовать. Сначала запуск планировали с бразильского космодрома в 2017 году, но его отложили. В 2021 году спутник получил обновленное название «Сич-2-30» в честь 30-летия независимости Украины, а на орбиту он вышел в начале 2022 года.

По техническим параметрам аппарат относится к классу малых космических платформ. Его масса — 170–180 килограммов. Спутник вращался на солнечно-синхронной орбите высотой 660–680 километров. Ширина полосы захвата достигала примерно 46 километров, что обеспечивало эффективное покрытие территории во время каждого витка.

«Сич-2-30» обеспечивал государственные структуры регулярными снимками среднего разрешения. В то же время аппарат стал переходным звеном к новой линейке космических систем. Она охватывает оптические спутники с более высокой детализацией, радиолокационные платформы и более глубокую интеграцию с европейскими космическими программами. В 2025 году Украина согласовала участие в компонентах программы Европейского Союза (ЕС) Copernicus. Эта интеграция расширяет доступ к европейским спутниковым сервисам и создает благоприятные условия для объединения национальных систем наблюдения с общеевропейской инфраструктурой дистанционного зондирования.

sich-2-30-1536x864.webp
 

Космическая станция Starlab представлена в полном размере


Компания Starlab Space представила полноразмерный макет своей будущей коммерческой орбитальной станции. Она должна быть выведена на орбиту с помощью SpaceX Starship в 2029 году, и её размер будет сопоставим с габаритами Международной космической станции.

Starlab

Макет был показан на Международном астронавтическом конгрессе в Сиднее. Он демонстрирует ключевые элементы станции. Инженеры предусмотрели большие обзорные окна, отдельные исследовательские модули и даже внешний роботизированный манипулятор.

Алюминиевый корпус будет создаваться на оборудовании NASA в Новом Орлеане. По словам руководства Starlab, это решение продолжит традиции МКС. Всё пространство будет разделено на три уровня:

  • Первый займут системы жизнеобеспечения, уборные и спортзал.
  • Второй предполагает наличие готовых ячеек, сопоставимых со 130 шкафами для научных экспериментов.
  • В третьем будут жилые помещения.
Проект поддерживается компаниями Voyager Technologies совместно с Airbus, Mitsubishi, MDA, Palantir Technologies и бельгийской Space Applications Services. Последняя занимается интеграцией полезной нагрузки и тесно сотрудничает с Европейским космическим агентством.
 
11-й испытательный полёт Starship может состояться в ночь с понедельника на вторник

На стартовой площадке OLP-A в Starbase собрана система Super Heavy B15.2 / Starship S38 для 11-го испытательного полёта.

Старт запланирован в ночь с понедельника на вторник.

Это будет последний полёт версии v2 корабля Starship.
 
Состоялся 11-й испытательный полёт Starship

13 октября в 23:23 UTC (14 октября в 02:23 мск) с площадки № 1 в Starbase (шт. Техас, США) стартовыми командами компании SpaceX выполнен пуск системы Super Heavy B15 / Starship S38.

Полёт в целом был успешным. Удалось совершить демонстрационную посадку ускорителя Super Heavy на водную поверхность Американского (Мексиканского) залива, выполнить развёртывание восьми симуляторов полезной нагрузки, осуществить перезапуск двигателя Raptor в космосе.

Сам корабль Starship совершил приводнение в Индийском океане. «Добро пожаловать на Землю, Starship», — сказал ведущий трансляции.
 
Половина спутниковых систем передаёт информацию без какой-либо защиты

Оказалось, что почти половина спутниковых систем передаёт информацию без какой-либо защиты!

Исследователи из Калифорнийского университета провели эксперимент и были поражены:

всего за $800 можно собрать оборудование, которое позволит перехватывать гигабайты и даже терабайты незашифрованных данных прямо из космоса.

И речь идёт не только о метеосводках или сигналах «умных» устройств.

Среди перехваченного:

🔴 служебная телеметрия военных и государственных аппаратов,
🔴 сведения о перемещении техники,
🔴 данные о спецоперациях против наркокартелей,
🔴 технические характеристики вертолётов UH-60 Black Hawk и другой техники.

Профессор UCSD Аарон Шульман признался:

«Мы были в шоке. Мы были уверены, что всё зашифровано. Но снова и снова оказывалось — нет».

В 2025 году перехват секретных потоков данных стал возможен буквально «на коленке».
 
SpaceX показала Starlink V3 — двухтонный спутник обеспечит гигабитный интернет

Компания SpaceX продемонстрировала подробное изображение спутника третьего поколения Starlink V3, который должен существенно расширить возможности глобальной интернет-сети. Презентация нового аппарата состоялась в прямом эфире во время одиннадцатого испытательного запуска ракеты Starship, где его показали рядом с предыдущими версиями Starlink 1.5 и V2, а также человеком для демонстрации масштаба.

Новая модель демонстрирует значительное увеличение габаритов по сравнению с предшественниками. Спутник оснащен удлиненными солнечными панелями и расширенным центральным модулем. Эта конструктивная особенность позволила интегрировать усовершенствованные фазированные антенные решетки. Именно они обеспечат передачу данных со скоростью в гигабиты в секунду, что недостижимо для предыдущих поколений аппаратов.

Увеличенные размеры нового спутника объясняют изменение стратегии запусков. Компания отказалась от использования ракеты Falcon 9 в пользу более мощной Starship. Согласно ранее поданной документации, масса одного аппарата V3 может достигать 2000 килограммов. Для сравнения, предыдущие модели V2 Mini Optimized весят примерно 575 килограммов каждая.

Внедрение третьего поколения обещает решить существующие проблемы сети. В настоящее время SpaceX взимает дополнительные платежи от 500 до 1000 долларов с части пользователей в Соединенных Штатах из-за перегрузки инфраструктуры в отдельных зонах покрытия. Новые аппараты смогут одновременно обслуживать значительно большее количество абонентов благодаря увеличенной емкости.

Технические характеристики V3 впечатляют своими показателями. Каждый спутник будет иметь пропускную способность до одного терабита в секунду. Это превышает возможности моделей V2 в десять раз. За один полет Starship компания планирует выводить на орбиту 60 таких аппаратов. Суммарная пропускная способность сети после каждого запуска будет превышать показатели, достигаемые запуском V2 Mini на Falcon 9, более чем в 20 раз.

Во время одиннадцатого тестирования Starship было успешно развернуто восемь макетов V3. Конкретная дата начала коммерческих запусков спутников остается неизвестной. В то же время Илон Маск ранее высказывал прогноз, согласно которому первые операционные аппараты выйдут на орбиту в конце 2025 года или в начале 2026 года.

Для полноценной эксплуатации нового поколения требуется одобрение Федеральной комиссии по связи (FCC). Компания ожидает разрешения на работу спутников в рамках расширенной орбитальной группы, которая будет насчитывать 30 тысяч аппаратов. Кроме того, действующим абонентам Starlink придется обновить приемное оборудование для использования гигабитных скоростей, которые обеспечит третье поколение спутников.

v3-starlink-satellite-1536x894.webp
 
Огромный ускоритель SpaceX Super Heavy картинно завис над водами залива, прежде чем навсегда исчезнуть в пучине

Компания SpaceX продолжает делиться красочными кадрами успешного 11-го испытательного полёта ракетного комплекса Starship. Мега-ракета высотой 122 метра взлетела с космодрома в Техасе вечером 13 октября по местному времени, после чего ускоритель Super Heavy мягко опустился в воды Мексиканского залива, а корабль Starship так же мягко приводнился с другой стороны Земли в водах Индийского океана.

Для ускорителя Super Heavy и корабля Starship это был знаковый полёт ещё и потому, что он стал последним запуском комплекса во второй версии. В дальнейшем компания SpaceX перейдёт к запускам третьей версии, которая будет примерно на полтора метра выше предыдущей. Финальная — четвёртая — версия комплекса начнёт летать в 2027 году и будет ещё на 20 метров выше, закрепляя за собой звание самой большой ракеты в истории космонавтики.

Почти Айвазовский. Источник изображения:SpaceX

Ранее планировалось, что в процессе финального торможения ускорителя Super Heavy V3 будут использоваться три тяговых двигателя. Позже в компании решили не рисковать и задействовать для торможения пять двигателей. Эта схема как раз была испытана во время 11-го тестового полёта с ускорителем Super Heavy V2. Это одна из причин, по которой ускоритель утопили в заливе, а не вернули на площадку для захвата манипуляторами стартовой фермы.

Кроме того, этот ускоритель уже участвовал в 8-м испытательном запуске и рассматривался как неперспективный для повторного восстановления. Для компании SpaceX также важно сохранить кадры 11-го испытательного полёта ракеты Starship, поскольку эта версия, по всей видимости, больше уже не полетит никогда. Но она навсегда останется в истории космонавтики.
 
ViaSat-3 F2 создаст сверхвысокоскоростную спутниковую сеть с пропускной способностью более 1 Тбит/с над Америкой

Компания Boeing передала заказчику второй спутник серии ViaSat-3, предназначенный для формирования сверхвысокоскоростной глобальной сети спутниковой связи. Аппарат под названием ViaSat-3 F2 собран на базе платформы Boeing 702MP+ с полностью электрической двигательной установкой и специализированной нагрузкой от Viasat, позволяющей обеспечить свыше 1 терабита в секунду пропускной способности.

Спутник весит около 6 тонн и оснащён солнечными батареями Spectrolab и мощной системой хранения энергии.

ViaSat-3 F2 доставлен на космодром Кейп-Канаверал на борту грузового самолёта Antonov AN-124, где подготовка к запуску на ракете Atlas V 551 United Launch Alliance ведётся с прицелом на поздний октябрь.

Запуск позволит значительно усилить и расширить коммерческое и военное покрытие связи для пользователей на суше, в море и воздухе за счёт гибкой перестройки зон покрытия и высокой надёжности сети.
 
Дебют сверхмощной конфигурации новой европейской ракеты Ariane 6 перенесли на следующий год

Руководство компании Arianespace признало, что не сможет выполнить ранее заявленный план полётов новой тяжёлой ракеты Ariane 6 в этом году. Вместо пяти запусков, один из которых должен был пройти в максимальной конфигурации с четырьмя боковыми ускорителями (вместо стандартных двух), состоятся только четыре старта. Тем не менее, в Arianespace считают этот результат отличным — особенно с учётом того, что многие скептически относились к возможности компании быстро наладить серийные пуски новой ракеты.

ariane_64.webp

Первая миссия Ariane 6 в конфигурации с четырьмя ускорителями запланирована на 2026 год — она выведет на орбиту партию спутников широкополосного интернета Project Kuiper компании Amazon. Сотрудничество с Amazon проходит через всю программу запусков Ariane 6 и рассматривается как ключевое направление коммерческого развития ракеты. Для Европы крайне важно поддерживать новую тяжёлую ракету оплачиваемыми миссиями, чтобы восстановить темпы запусков после вывода из эксплуатации Ariane 5. В Arianespace подчёркивают, что ракета Ariane 6 в версии с четырьмя ускорителями полностью готова к полётам, но требует финальной отладки, не связанной с техническими проблемами. Первый коммерческий запуск Ariane 6 (в конфигурации с двумя ускорителями) состоялся в марте, второй — в августе. Затем 4 ноября запланирован третий пуск — ракета выведет на орбиту спутник Sentinel-1D для программы Copernicus. До конца года состоится ещё один запуск в той же конфигурации, в ходе которого на орбиту будут выведены спутники навигационной сети Galileo.

hero-image.fill_.size_994x559.v1701726010-scaled.jpg

Запуск Ariane 6 в самой мощной версии (Ariane 64) ожидается через несколько месяцев — о дате объявят примерно за месяц до старта. После этого компания рассчитывает увеличить частоту пусков в конфигурации Ariane 64, которая со временем может даже превысить темпы запусков базовой Ariane 62.
 
SpaceX уличили в рейдерском захвате международного резервного спутникового канала связи

Разработанная компанией SpaceX для нужд обороны США сеть спутников Starshield — секретная версия популярной системы Starlink — закрывает нужды военных в областях связи и наблюдения за поверхностью Земли. И всё бы ничего — военным тоже нужна оперативная и повсеместная связь, однако активность сети Starshield сопровождается массивной трансляцией на международной частоте, использовать которую компания SpaceX не имела никакого права. Известно, что с мая 2024 года Национальное управление разведки США (NRO) с помощью SpaceX запустило более 200 спутников проекта Starshield в рамках «пролиферированной» или расширяющейся архитектуры, которая обеспечивает быструю передачу данных (в течение минут или даже секунд), диверсификацию каналов связи и повышенную устойчивость к помехам и нарушению связи. Пентагон выделили SpaceX на этот проект свыше $1,8 млрд. Некоторое время назад совершенно случайно выяснилось, что спутники сети Starshield излучают необычный сигнал в диапазоне 2025–2110 МГц, который по стандартам Международного союза электросвязи (ITU) зарезервирован для команд с Земли на спутники (uplink), а не для передачи данных из космоса (downlink), что происходит в случае работы спутников Starshield. Кроме SpaceX, никто в мире больше не поступает так с этим диапазоном, уважая международные стандарты. К тому же, это небезопасно — подобные передачи способны вызвать помехи связи с близлежащими спутниками, к чему никто не был готов.

nro.webp

Сигнал был случайно обнаружен канадским радиолюбителем Скоттом Тилли (Scott Tilley) из Британской Колумбии, также проявляющим интерес к слежению за спутниками. Во время работы над другим проектом, Тилли, по его словам, случайно запустил сканирование указанного диапазона, который обычно свободен от нисходящих сигналов. Но сигнал был принят, и после его записи и расшифровки, а также сверки с глобальной базой наблюдений за спутниками, включая базы слежения с помощью телескопов по всему миру, был идентифицирован его источник — спутник сети Starshield. После этого радиолюбитель открыто опубликовал данные о свой находке, справедливо рассудив, что SpaceX, нарушая международные нормы связи, подвергает опасности другие космические системы и, как минимум, об этом должны знать другие операторы спутниковых систем. Компания SpaceX и NRO отказались комментировать ситуацию источникам, запросившим информацию о положении дел с «узурпацией» резервной частоты.

spacex-Ptd-iTdrCJM-unsplash.jpg

Обнаруженные сигналы Starshield — это нисходящий трафик в полосе частот для восходящего трафика. Очевидно, что может сложиться ситуация, когда сеть Starshield начнёт создавать помехи в канале приёма команд другими спутниками. Забитый передачей Starshield канал может не позволить пройти команде на спутник во время ответственного манёвра. Справедливости ради наблюдатели отмечают, что SpaceX «не наглеет» и использует резервный канал не на всю пропускную способность, передавая по нему данные со «скоростью 3G», хотя может делать это с гораздо большей интенсивностью. Компания продолжает игнорировать запросы о своей незаконной деятельности в космическом радиоэфире и делает вид, что её это не касается.
 
Ariane 6 запустит спутники Galileo

Четвертый и последний в этом году коммерческий полет ракеты-носителя Ariane 6 выведет на орбиту два европейских навигационных спутника Galileo (Galileo L14) с помощью ракеты Ariane 62 (миссия VA266).

За запуском ракеты-носителя Galileo последует первый полет ракеты Ariane 64, которая выведет в космос спутники Kuiper для проекта широкополосной спутниковой группировки Amazon (миссия VA267).

Перед этими запусками ракета-носитель Ariane 6 выведет в космос спутник Европейского Союза Copernicus Sentinel-1D . Запуск миссии VA265 запланирован на 4 ноября 2025 года.

Даты запуска VA266 и VA267 будут подтверждены примерно за месяц до их запланированного полета.
 

SpaceX сообщила о запуске десятитысячного спутника Starlink


Компания SpaceX сообщила о новом запуске ракеты Falcon 9, с помощью которого на околоземную орбиту был выведен 10-тысячный космический аппарат Starlink.

SpaceX

По данным системы спутникового слежения Джонатана Макдауэлла, из 10 000 находящихся сейчас на орбите спутников работают лишь около 8608 штук. Срок службы каждого спутника Starlink составляет пять лет, после чего их выводят с орбиты и сжигают в атмосфере.

SpaceX получила разрешение на запуск только 12 000 спутников (при этом планируется вывести более 30 000 штук), чтобы обеспечить весь мир быстрым интернетом с низкой задержкой.

Подобные проекты планируют и другие компании, в том числе Amazon. Это вызывает опасения по поводу угрозы, связанной с переполнением орбиты, если на ней накопится слишком много спутников.
 
Многоразовая ракета-носитель Zhuque-3 прошла испытания перед первым запуском

Китайская многоразовая ракета-носитель Zhuque-3, разработанная компанией LandSpace, успешно прошла несколько тестов перед первым полетом. Как сообщило Центральное телевидение Китая, испытание по заправке топливом и статическое огневое испытание двигателя уже завершены.

На следующем этапе инженеры будут проверять способность ракеты-носителя к безопасному возвращению на Землю. Zhuque-3 будет использоваться для создания крупномасштабных сетей спутников. Ракета-носитель отличается высокой грузоподъемностью, низкой стоимостью и возможностью многократного использования.

Zhuque-3 оснащена жидкостным ракетным двигателем. Корпус ракеты сделан из нержавеющей стали. Диаметр первой и второй ступеней Zhuque-3 составляет 4,5 м, диаметр обтекателя - 5,2 м, а общая длина - 66,1 м. Взлетная масса составляет около 570 тонн, а взлетная тяга - более 750 тонн. После завершения орбитальной миссии Zhuque-3 может автономно вернуться на Землю, совершить мягкую посадку и быть повторно использована.
 
Чехия построит и подарит Украине спутник

Чешское правительство объявило о решении построить и передать Украине спутник дистанционного зондирования Земли. Аппарат будет иметь возможность собирать данные независимо от времени суток и погодных условий. Это станет первым случаем, когда иностранное государство оказывает Украине поддержку в форме космической техники. Об этом сообщает Министерство иностранных дел Чехии.

Запуск спутника запланирован в течение года, отметило Министерство транспорта Чехии. Над его разработкой будут работать чешские компании, имеющие опыт в области космических технологий. В частности, речь идет о производителях малых спутников.

Спутник оснастят комбинированной системой наблюдения. Она будет включать радиолокационную систему синтезированной апертуры (SAR), оптические сенсоры, средства радиационного обнаружения и мониторинг радиочастотного спектра в различных диапазонах. Такая конфигурация обеспечит возможность наблюдения за территорией в любое время суток и при любых погодных условиях, включая ночное время и неблагоприятную погоду.

Прага рассматривает перспективу создания целой группы подобных аппаратов в будущем. Текущая инициатива реализуется в рамках Меморандума о взаимопонимании, заключенного между Министерством транспорта Чехии и Государственным космическим агентством Украины.

Представители чешского внешнеполитического ведомства подчеркнули, что проект демонстрирует как технологические возможности чешских компаний в одной из самых сложных отраслей промышленности, так и неизменную поддержку Украины со стороны Праги.

supunyk-1536x864.webp
 
Доходы отрасли космических спутников составляют 71% от мировой космической экономики

Отрасль космических спутников сохраняет за собой роль фундамента мировой космической экономики. В 2024 году её объём достиг 293 млрд долларов, что составило 71% от общих 415 млрд долларов, приходящихся на всю космическую отрасль.

Внутри самой спутниковой индустрии основными источниками доходов стали наземное оборудование, такое как навигационные системы и терминалы, принесшее 155,3 млрд долларов, и спутниковые услуги для потребителей и бизнеса, которые заработали 108,3 млрд долларов. За ними следуют производство космических аппаратов — 20 млрд долларов — и услуги по их запуску на орбиту, оцениваемые в 9,3 млрд долларов, передаёт издание Advanced Television со ссылкой на данные аналитической компании BryceTech.

Несмотря на общий рост доходов сектора на 3% за год, его динамика была неравномерной, отмечают аналитики. Если исключить из расчётов сокращающийся рынок спутникового телевидения, то рост оставшихся сегментов составил более значительные 6%. Особые перспективы эксперты связывают с сегментом спутникового широкополосного доступа.

В то время как традиционное спутниковое ТВ не показывает положительной динамики, именно услуги интернета могут стать новым мощным драйвером роста для всей отрасли в ближайшем будущем, резюмируют эксперты.
 
Европейские гиганты Airbus, Leonardo и Thales объединят космические бизнесы, чтобы бросить вызов SpaceX

Компании Airbus, Leonardo и Thales подписали соглашение о взаимопонимании по вопросу слияния своих космических подразделений. Этот вопрос обсуждался раньше, и стороны пришли к заключению, что только вместе они могут противостоять вызовам современности.

Ратификация соглашения должна быть одобрена европейским регулятором в рекордно короткие сроки — всего за год с небольшим. Для европейской бюрократии и это станет верхом оперативности. В обычном режиме на выдачу разрешения на слияние такого масштаба потребовалось бы не менее трёх лет.

Но, похоже, медлить действительно было нельзя. До недавнего времени европейские аэрокосмические компании жили в основном за счёт запуска и обслуживания телекоммуникационных спутников. Это, а также военные заказы, обеспечивали достаточное финансирование и определённую независимость.

Новые системы связи, интернет и уход со сцены классического телевещания перераспределили денежные потоки, лишив европейский космос изрядной доли выручки, а прорывные инновации в методах запуска, в частности, переход на частично многоразовые ракеты, как это сделала компания SpaceX, подорвал экономику европейских ракет-носителей.

По сути, Европейский союз больше не может прокормить несколько дублирующих функции друг друга местных компаний. В то же время, объединение космических подразделений Airbus, Leonardo и Thales потенциально могут вызвать синергетический эффект, а не просто сложить три составляющих в одно целое. Иными словами, слияние может воспроизвести эффект умножения, а не сложения.

Предварительный анализ говорит, что создание нового подразделения обеспечит повышение эффективности и экономию средств, что через пять лет после начала работы объединённой компании обеспечит «многомиллиардный» операционный доход. В долгосрочной перспективе можно ожидать дальнейшей экономии и роста выручки. Новая компания объединит предприятия, занимающиеся производством спутников, космических систем, компонентов и услуг, в которой будет работать около 25 000 человек, а годовой оборот составит около 6,5 млрд евро. Объём заказов, по прогнозам, обеспечит работу на срок более трёх лет.
 
Назад
Сверху Снизу