Новости Спутниковые новости

Starship нового поколения будут запускать с новой стартовой площадки Pad B

На испытательном комплексе Starbase в Техасе продолжается строительство новой стартовой площадки Pad B, которую показали на свежем снимке. Площадка будет использоваться для следующего поколения ракет Starship.

Первая стартовая площадка, Pad A, уже активно используется, тогда как Pad B находится на финальной стадии возведения. Высота новой башни достигает 144,5 метра, что делает её одной из самых высоких конструкций такого рода.

G1EXeBVW8AA8Qeo_large.jpg

Pad B отличается от своей предшественницы улучшенной конструкцией. В отличие от Pad A, здесь предусмотрена большая огневая траншея, которая повышает безопасность и снижает риск повреждений инфраструктуры во время запусков. Новая башня спроектирована с учётом будущих модификаций Starship следующего поколения, которые станут выше и мощнее. Это позволит SpaceX проводить более сложные миссии.

«Вторая стартовая площадка на Starbase получит ряд усовершенствований. Она будет выше, чтобы принять следующее поколение Starship», — ранее заявил Илон Маск.

Одиннадцатый испытательный полёт Starship официально назначен на вторник, 14 октября, с окном запуска, которое откроется в 1:43 по московскому времени. Программа полёта строится на опыте десятого запуска и включает новые эксперименты.
 
Ракету Ariane 6 со спутником Sentinel-1D запустят 4 ноября с космодрома Куру

Запуск ракеты-носителя Ariane 6 со спутником Sentinel-1D программы Copernicus будет осуществлен с космодрома Куру во Французской Гвиане 4 ноября. Об этом сообщила компания - оператор космических запусков Arianespace. "4 ноября в 18:03 по местному времени (5 ноября в 00:03 мск) компания Arianespace запустит спутник Sentinel-1D с помощью ракеты Ariane 6 с европейского космодрома во Французской Гвиане.

Это будет третий коммерческий полет для новой европейской ракеты-носителя тяжелого класса", - заявили в пресс-службе. Спутник Sentinel-1D является частью программы Евросоюза по мониторингу окружающей среды Copernicus. Он будет выведен на солнечно-синхронную орбиту на высоте 693 км.

Sentinel-1D оснащен радиолокационной аппаратурой, "которая обеспечит круглосуточную и всепогодную доставку изображений поверхности Земли", говорится в заявлении Arianespace. По умолчанию он должен использоваться для мониторинга морского льда, отслеживания айсбергов и ледников, оседания грунта и разливов нефти.
 
Каждый день на Землю падает от 1 до 2 спутников Starlink!

В настоящее время каждый день на Землю падает от 1 до 2 спутников Starlink. Вскоре их станет еще больше. Спутники дают нам огромные преимущества, которые также умножаются. Но делаем ли мы достаточно для защиты нашего хрупкого будущего в околоземном пространстве?

Возможно, скоро вы поднимете глаза и увидите огненный, медленно движущийся объект, проносящийся по ночному небу и явно разбивающийся на куски. Это если вы еще не видели ничего подобного. По словам астрофизика Смитсоновского института Джонатана Макдауэлла, который скоро уходит на пенсию, в настоящее время каждый день на Землю падает от одного до двух спутников Starlink. Его популярный веб-сайт Jonathan’s Space Report широко считается авторитетным источником информации о космических аппаратах, которые поднимаются в космос... и возвращаются на Землю. Когда мы спросили его о потоке сообщений о падении спутников Starlink, которые в последнее время наводнили социальные сети, он указал нам на свой график, показывающий возвращение спутников Starlink на Землю с течением времени.

В настоящее время над Землей находится более 8000 спутников Starlink. Они являются продуктом космической транспортной компании SpaceX. И их количество растет. Кроме того, есть и другие компании и страны, которые также запускают все больше и больше спутников, увеличивая их количество на околоземной орбите. Многие из них находятся на низкой околоземной орбите, которая простирается до высоты 1200 миль (2000 км) над нашей планетой. Срок службы спутников на низкой околоземной орбите, таких как Starlink, составляет всего около 5–7 лет. Макдауэлл рассказал нам, что в скором времени будет до 5 возвращений спутников в день. Он сказал:

После развертывания всех групп спутников мы ожидаем около 30 000 спутников на низкой околоземной орбите (Starlink, Amazon Kuiper и другие) и, возможно, еще 20 000 спутников на расстоянии 1000 км [620 миль] от китайских систем. Для спутников на низкой орбите мы ожидаем 5-летний цикл замены, что означает 5 возвращений в атмосферу в день. Неясно, будут ли китайцы понижать орбиту своих спутников или просто ускорят цепную реакцию, приводящую к синдрому Кесслера.

Синдром Кесслера — это сценарий, при котором плотность объектов на низкой околоземной орбите достаточно высока, чтобы столкновения между объектами вызывали каскад, причем каждое столкновение генерирует космический мусор, который увеличивает вероятность дальнейших столкновений. Подробнее о синдроме Кесслера читайте здесь.

По мере того как SpaceX запускает все больше и больше спутников Starlink, все больше из них также возвращаются на Землю. Но не все они выходят из орбиты по одной и той же причине. Помимо того, что некоторые из них достигли конца своего срока службы, есть и другие причины, по которым спутники могут вернуться в атмосферу.

Например, высокая солнечная активность может сократить срок службы спутников, а мы только что прошли солнечный максимум и все еще находимся в периоде высокой солнечной активности. Солнечные бури нагревают верхние слои атмосферы Земли, вызывая ее «раздувание». Результатом является увеличение атмосферного сопротивления: спутники на низкой околоземной орбите, такие как Starlink (а также МКС и спутники наблюдения за Землей), летят в более плотном воздухе, чем обычно. Эта дополнительная плотность воздуха создает аэродинамическое сопротивление, которое замедляет спутники и заставляет их терять высоту.

Операторы могут быть в состоянии поднять некоторые спутники обратно. Но если они не могут этого сделать, спутники могут преждевременно войти в атмосферу. Именно это произошло в начале 2022 года, когда солнечная буря обрекла на гибель 40 недавно запущенных спутников Starlink.
 
Super Heavy доставили на стартовую площадку перед последним стартом Starship текущего поколения

На стартовую площадку Starbase в Техасе вывезли ускоритель Super Heavy, который готовится к одиннадцатому запуску ракеты Starship.

Этот пуск, намеченный на 13-14 октября, станет последним для текущего поколения системы перед переходом SpaceX к обновлённой версии Starship.

Программа полёта строится на опыте десятого запуска и включает новые эксперименты. Super Heavy, который был задействован в 8-м запуске, выполнит проверку модифицированной посадочной схемы: вначале будет задействовано 13 двигателей Raptor, после чего их число сократят до пяти, а в финале посадочного манёвра — до трёх.

Такой режим призван повысить надёжность при отключениях двигателей. Ускоритель приводнится в Мексиканском заливе без возвращения на стартовую площадку.

Кстати, 24 двигателя Super Heavy также использовались ранее. Верхняя ступень Starship проведёт серию задач в космосе.

Среди них — развёртывание восьми макетов спутников Starlink, повторный запуск двигателя Raptor, а также стресс-тест теплозащиты с частично снятыми плитками.

Завершающий участок траектории будет включать динамический крен и проверку систем наведения, после чего корабль должен совершить приводнение в Индийском океане. После чего разработчики перейдут к усовершенствованной версии Starship V3.
 
Спутник «Сич-2-30» завершает миссию после трех лет работы на орбите

Украинский аппарат дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Сич-2-30» завершает работу на орбите. Спутник начал спуск с орбиты в ночь с 8 на 9 октября 2025 года. Об этом сообщает «Зеркало недели» со ссылкой на независимого аналитика космических полетов Джозефа Ремиса.

Аппарат вышел на орбиту 13 января 2022 года во время миссии Transporter-3. Его вывела ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX. Этот запуск завершил более чем десятилетний перерыв в украинских космических программах. «Сич-2-30» создали для съемки земной поверхности в видимом и инфракрасном спектрах. Среди главных задач — экологический мониторинг, наблюдение за землепользованием, картографирование территории и обеспечение реагирования на чрезвычайные ситуации. Оптическая система имела пространственное разрешение около 7 метров, что позволяло делать обзорные снимки больших площадей.

Начальный этап миссии был сложным из-за особенностей кластерного запуска. В течение первых часов на орбите инженеры не могли стабилизировать ориентацию аппарата и поддерживать устойчивую связь. Это вызвало проблемы с питанием от солнечных панелей. Специалисты впоследствии восстановили контроль над спутником, однако возможности аппарата остались ограниченными по сравнению с первоначальными планами. Несмотря на технические трудности, «Сич-2-30» стал источником собственных оптических данных для Украины и позволил сохранить работу наземной инфраструктуры — системы планирования съемок, приема телеметрии и обработки полученной информации.

Создание аппарата началось еще в 2011 году как модернизация дублера спутника «Сич-2». После выхода из строя основного аппарата в 2013 году резервную машину решили усовершенствовать. Сначала запуск планировали с бразильского космодрома в 2017 году, но его отложили. В 2021 году спутник получил обновленное название «Сич-2-30» в честь 30-летия независимости Украины, а на орбиту он вышел в начале 2022 года.

По техническим параметрам аппарат относится к классу малых космических платформ. Его масса — 170–180 килограммов. Спутник вращался на солнечно-синхронной орбите высотой 660–680 километров. Ширина полосы захвата достигала примерно 46 километров, что обеспечивало эффективное покрытие территории во время каждого витка.

«Сич-2-30» обеспечивал государственные структуры регулярными снимками среднего разрешения. В то же время аппарат стал переходным звеном к новой линейке космических систем. Она охватывает оптические спутники с более высокой детализацией, радиолокационные платформы и более глубокую интеграцию с европейскими космическими программами. В 2025 году Украина согласовала участие в компонентах программы Европейского Союза (ЕС) Copernicus. Эта интеграция расширяет доступ к европейским спутниковым сервисам и создает благоприятные условия для объединения национальных систем наблюдения с общеевропейской инфраструктурой дистанционного зондирования.

sich-2-30-1536x864.webp
 

Космическая станция Starlab представлена в полном размере


Компания Starlab Space представила полноразмерный макет своей будущей коммерческой орбитальной станции. Она должна быть выведена на орбиту с помощью SpaceX Starship в 2029 году, и её размер будет сопоставим с габаритами Международной космической станции.

Starlab

Макет был показан на Международном астронавтическом конгрессе в Сиднее. Он демонстрирует ключевые элементы станции. Инженеры предусмотрели большие обзорные окна, отдельные исследовательские модули и даже внешний роботизированный манипулятор.

Алюминиевый корпус будет создаваться на оборудовании NASA в Новом Орлеане. По словам руководства Starlab, это решение продолжит традиции МКС. Всё пространство будет разделено на три уровня:

  • Первый займут системы жизнеобеспечения, уборные и спортзал.
  • Второй предполагает наличие готовых ячеек, сопоставимых со 130 шкафами для научных экспериментов.
  • В третьем будут жилые помещения.
Проект поддерживается компаниями Voyager Technologies совместно с Airbus, Mitsubishi, MDA, Palantir Technologies и бельгийской Space Applications Services. Последняя занимается интеграцией полезной нагрузки и тесно сотрудничает с Европейским космическим агентством.
 
11-й испытательный полёт Starship может состояться в ночь с понедельника на вторник

На стартовой площадке OLP-A в Starbase собрана система Super Heavy B15.2 / Starship S38 для 11-го испытательного полёта.

Старт запланирован в ночь с понедельника на вторник.

Это будет последний полёт версии v2 корабля Starship.
 
Состоялся 11-й испытательный полёт Starship

13 октября в 23:23 UTC (14 октября в 02:23 мск) с площадки № 1 в Starbase (шт. Техас, США) стартовыми командами компании SpaceX выполнен пуск системы Super Heavy B15 / Starship S38.

Полёт в целом был успешным. Удалось совершить демонстрационную посадку ускорителя Super Heavy на водную поверхность Американского (Мексиканского) залива, выполнить развёртывание восьми симуляторов полезной нагрузки, осуществить перезапуск двигателя Raptor в космосе.

Сам корабль Starship совершил приводнение в Индийском океане. «Добро пожаловать на Землю, Starship», — сказал ведущий трансляции.
 
Половина спутниковых систем передаёт информацию без какой-либо защиты

Оказалось, что почти половина спутниковых систем передаёт информацию без какой-либо защиты!

Исследователи из Калифорнийского университета провели эксперимент и были поражены:

всего за $800 можно собрать оборудование, которое позволит перехватывать гигабайты и даже терабайты незашифрованных данных прямо из космоса.

И речь идёт не только о метеосводках или сигналах «умных» устройств.

Среди перехваченного:

🔴 служебная телеметрия военных и государственных аппаратов,
🔴 сведения о перемещении техники,
🔴 данные о спецоперациях против наркокартелей,
🔴 технические характеристики вертолётов UH-60 Black Hawk и другой техники.

Профессор UCSD Аарон Шульман признался:

«Мы были в шоке. Мы были уверены, что всё зашифровано. Но снова и снова оказывалось — нет».

В 2025 году перехват секретных потоков данных стал возможен буквально «на коленке».
 
SpaceX показала Starlink V3 — двухтонный спутник обеспечит гигабитный интернет

Компания SpaceX продемонстрировала подробное изображение спутника третьего поколения Starlink V3, который должен существенно расширить возможности глобальной интернет-сети. Презентация нового аппарата состоялась в прямом эфире во время одиннадцатого испытательного запуска ракеты Starship, где его показали рядом с предыдущими версиями Starlink 1.5 и V2, а также человеком для демонстрации масштаба.

Новая модель демонстрирует значительное увеличение габаритов по сравнению с предшественниками. Спутник оснащен удлиненными солнечными панелями и расширенным центральным модулем. Эта конструктивная особенность позволила интегрировать усовершенствованные фазированные антенные решетки. Именно они обеспечат передачу данных со скоростью в гигабиты в секунду, что недостижимо для предыдущих поколений аппаратов.

Увеличенные размеры нового спутника объясняют изменение стратегии запусков. Компания отказалась от использования ракеты Falcon 9 в пользу более мощной Starship. Согласно ранее поданной документации, масса одного аппарата V3 может достигать 2000 килограммов. Для сравнения, предыдущие модели V2 Mini Optimized весят примерно 575 килограммов каждая.

Внедрение третьего поколения обещает решить существующие проблемы сети. В настоящее время SpaceX взимает дополнительные платежи от 500 до 1000 долларов с части пользователей в Соединенных Штатах из-за перегрузки инфраструктуры в отдельных зонах покрытия. Новые аппараты смогут одновременно обслуживать значительно большее количество абонентов благодаря увеличенной емкости.

Технические характеристики V3 впечатляют своими показателями. Каждый спутник будет иметь пропускную способность до одного терабита в секунду. Это превышает возможности моделей V2 в десять раз. За один полет Starship компания планирует выводить на орбиту 60 таких аппаратов. Суммарная пропускная способность сети после каждого запуска будет превышать показатели, достигаемые запуском V2 Mini на Falcon 9, более чем в 20 раз.

Во время одиннадцатого тестирования Starship было успешно развернуто восемь макетов V3. Конкретная дата начала коммерческих запусков спутников остается неизвестной. В то же время Илон Маск ранее высказывал прогноз, согласно которому первые операционные аппараты выйдут на орбиту в конце 2025 года или в начале 2026 года.

Для полноценной эксплуатации нового поколения требуется одобрение Федеральной комиссии по связи (FCC). Компания ожидает разрешения на работу спутников в рамках расширенной орбитальной группы, которая будет насчитывать 30 тысяч аппаратов. Кроме того, действующим абонентам Starlink придется обновить приемное оборудование для использования гигабитных скоростей, которые обеспечит третье поколение спутников.

v3-starlink-satellite-1536x894.webp
 
Огромный ускоритель SpaceX Super Heavy картинно завис над водами залива, прежде чем навсегда исчезнуть в пучине

Компания SpaceX продолжает делиться красочными кадрами успешного 11-го испытательного полёта ракетного комплекса Starship. Мега-ракета высотой 122 метра взлетела с космодрома в Техасе вечером 13 октября по местному времени, после чего ускоритель Super Heavy мягко опустился в воды Мексиканского залива, а корабль Starship так же мягко приводнился с другой стороны Земли в водах Индийского океана.

Для ускорителя Super Heavy и корабля Starship это был знаковый полёт ещё и потому, что он стал последним запуском комплекса во второй версии. В дальнейшем компания SpaceX перейдёт к запускам третьей версии, которая будет примерно на полтора метра выше предыдущей. Финальная — четвёртая — версия комплекса начнёт летать в 2027 году и будет ещё на 20 метров выше, закрепляя за собой звание самой большой ракеты в истории космонавтики.

Почти Айвазовский. Источник изображения:SpaceX

Ранее планировалось, что в процессе финального торможения ускорителя Super Heavy V3 будут использоваться три тяговых двигателя. Позже в компании решили не рисковать и задействовать для торможения пять двигателей. Эта схема как раз была испытана во время 11-го тестового полёта с ускорителем Super Heavy V2. Это одна из причин, по которой ускоритель утопили в заливе, а не вернули на площадку для захвата манипуляторами стартовой фермы.

Кроме того, этот ускоритель уже участвовал в 8-м испытательном запуске и рассматривался как неперспективный для повторного восстановления. Для компании SpaceX также важно сохранить кадры 11-го испытательного полёта ракеты Starship, поскольку эта версия, по всей видимости, больше уже не полетит никогда. Но она навсегда останется в истории космонавтики.
 
Назад
Сверху Снизу